В 2021 году Сэм Альтман, генеральный директор OpenAI, опубликовал провокационное эссе ” Закон Мура для всего “. В нем он предсказал революционные изменения, которые искусственный интеллект (ИИ) принесет в нашу жизнь. Альтман нарисовал картину будущего, где ИИ возьмет на себя большинство производственных задач, высвобождая время людей для творчества, общения и саморазвития. Однако такой сценарий, по его мнению, потребует кардинального пересмотра социальной политики США.Суть его предложения заключалась во внедрении системы безусловного базового дохода (ББД), которая сможет финансово поддерживать население в условиях массовой автоматизации и потери рабочих мест. Альтман предлагал создать новую систему социальной поддержки, которая бы компенсировала экономические «потрясения», вызванные новыми формами автоматизации, и поддерживала бы значительные слои населения, оказавшиеся без работы. Подобные программы уже тестировались в США, и их цель заключалась в снижении экономической неустойчивости и улучшении уровня жизни. В случае успешного масштабирования они могли бы стать национальной программой.
С 2017 года в США было проведено около 120 пилотных проектов по безусловному базовому доходу, большинство из которых были реализованы местными властями. Эти программы в целом успешно справлялись со своей задачей — снижали экономическую тревожность и повышали уровень жизни получателей. Сторонники таких программ видят будущее, в котором они смогут быть расширены до национального уровня. Многие технологические лидеры и футуристы утверждают, что это необходимо для смягчения последствий грядущей волны автоматизации.
Однако возникает вопрос: сможет ли национальная система ББД работать так, как ожидают её сторонники? И как можно масштабировать такую систему с местного уровня, финансируемую за счет избыточных бюджетных средств, до крупной национальной программы, требующей серьезных и постоянных источников доходов? Основной вопрос, который часто поднимается в связи с ББД, — это его стоимость.
Согласно различным оценкам, для выплаты каждому американцу по 10 тысяч долларов в год потребуется более 3 триллионов долларов ежегодно. Некоторые эксперты считают, что такие оценки завышены, указывая на необходимость учета налоговой системы, которая позволит перераспределять доходы, а не создавать новые. Например, экономист Карл Видерквист из Джорджтаунского университета утверждает , что реальные расходы на ББД будут значительно ниже заявленных, так как значительная часть средств будет перераспределена через налоговую систему.
Одним из предложений по финансированию ББД является введение новых налогов, включая налоги на недвижимость, активы крупных компаний и наследство. Значительная часть средств могла бы поступить от самых богатых семей США. Это позволило бы переложить основную налоговую нагрузку на 1% самых состоятельных граждан, в то время как большинство населения либо получало бы значительную выгоду, либо не ощущало бы изменений.
С другой стороны, критики утверждают, что ББД не сможет заменить работу и лишь дополнит доход, что вряд ли изменит финансовое положение людей кардинально. Исследования показывают, что ежемесячные выплаты в размере 1000 долларов помогают покрыть базовые расходы, но не способствуют улучшению качества работы или доступа к медицинской помощи.
Политическая реализация ББД также вызывает сомнения. В условиях высокой поляризации в Конгрессе США принятие такого масштабного проекта маловероятно. Некоторые эксперты считают, что вместо создания новых программ следует сосредоточиться на защите и расширении существующих социальных льгот, таких как социальное обеспечение и медицинская помощь.
Идея ББД привлекает как прогрессивных, так и консервативных политиков, но по разным причинам. Прогрессивные видят в этом способ расширения социальной безопасности, а консервативные – возможность сократить существующие государственные расходы на социальные программы.
Некоторые эксперты предлагают альтернативу в виде универсальных базовых услуг, которые обеспечат доступность жилья, образования и медицинской помощи за счет государственного вмешательства. Такая система могла бы оказаться более эффективной в борьбе с бедностью и неравенством, чем простое предоставление денежных выплат.
Таким образом, внедрение безусловного базового дохода остается спорным и сложным вопросом, требующим серьезных финансовых и политических усилий. В условиях растущего неравенства и автоматизации необходимо найти сбалансированный подход, который обеспечит достойный уровень жизни для всех граждан.
Источник: SecurityLab.ru