Семилетний конфликт между лидерами технологической отрасли Илоном Маском и Сэмом Альтманом по вопросу, кто должен управлять OpenAI и предотвратить возникновение «диктатуры» искусственного интеллекта, теперь направляется в федеральный суд. Маск, стремясь остановить продолжающееся преобразование компании-разработчика ChatGPT в коммерческое предприятие, обратился за судебной защитой.
Будучи одним из ранних инвесторов и членом совета директоров OpenAI, Маск в начале этого года подал в суд на компанию, утверждая, что она предала изначальные цели как некоммерческая исследовательская лаборатория, работающая на благо общества, а не в погоне за прибылью.
С тех пор Маск усилил спор, добавив новые обвинения и потребовав судебного запрета на полное преобразование OpenAI в коммерческое предприятие.
Богатейший человек в мире, среди компаний которого Tesla, SpaceX и социальная медиаплатформа X, в прошлом году запустил собственную компанию в области ИИ — xAI. Маск утверждает, что она сталкивается с недобросовестной конкуренцией со стороны OpenAI и ее близкого делового партнера Microsoft, который предоставляет обширные вычислительные ресурсы, необходимые для создания систем ИИ, таких как ChatGPT.
«Ситуация, когда OpenAI и Microsoft эксплуатируют пожертвования Маска, чтобы создать коммерческую монополию, которая теперь специально нацелена на xAI, просто недопустима», — говорится в заявлении Маска, обвиняющем компании в нарушении условий его основополагающих вкладов в благотворительность.
OpenAI подала ответ в пятницу, противостоящий запросу Маска, заявив, что это «ослабит бизнес OpenAI» и ее миссию в угоду Маску и его собственной компании в области ИИ, и основывается на «надуманном» правовом основании. Слушание назначено на январь перед окружным судьей США Ивонной Гонсалес Роджерс в Окленде, Калифорния.
В центре спора — внутренний конфликт в стартапе 2017 года, который привел к тому, что Альтман стал CEO OpenAI.
Маск также стремился стать CEO и в электронном письме изложил план, при котором он «однозначно будет иметь первоначальный контроль над компанией», но указал, что это будет временно. Маск выразил разочарование после того, как двое других соучредителей OpenAI заявили, что у него будет слишком большая власть как у крупного акционера и генерального директора, если стартап достигнет своей цели достижения сверхчеловеческого ИИ, известного как искусственный общий интеллект, или AGI. Маск долгое время высказывал обеспокоенность по поводу того, как продвинутые формы ИИ могут угрожать человечеству.
«Текущая структура предоставляет вам путь, при котором вы получаете односторонний абсолютный контроль над AGI», — говорится в электронном письме от соучредителей Ильи Суцкевера и Грега Брокмана к Маску в 2017 году. «Вы заявили, что не хотите контролировать окончательный AGI, но в ходе этого переговорного процесса вы показали нам, что абсолютный контроль — чрезвычайно важен для вас».
В том же письме, озаглавленном «Честные мысли», Суцкевер и Брокман также выразили обеспокоенность по поводу стремления Альтмана стать CEO и его возможной мотивации политическими целями. Альтман в итоге добился позиции генерального директора и оставался на ней, за исключением периода в прошлом году, когда он был уволен, а затем восстановлен через несколько дней после замены совета, который его отстранил.
OpenAI опубликовала эти сообщения в пятницу в блоге, чтобы показать свою точку зрения, особенно раннюю поддержку Маска идеи создания OpenAI как коммерческого предприятия для привлечения средств для оснащения и вычислительных мощностей, необходимых ИИ.
Именно Маск, через своего управляющего финансами Джареда Бирчалла, впервые зарегистрировал «Open Artificial Intelligence Technologies, Inc.», корпорацию с общественно полезной целью, в сентябре 2017 года. Затем последовала электронная почта с «Честными мыслями», которую Маск описал как «последнюю каплю».
«Либо займитесь чем-то своим, либо продолжите с OpenAI как с некоммерческой организацией», — ответил Маск. OpenAI сообщила, что Маск позднее предложил объединить стартап с Tesla, прежде чем уйти с поста сопредседателя совета директоров OpenAI в начале 2018 года.
Маск не ответил на электронные запросы о комментарии, направленные в его компании в пятницу.
Отвечая на вопрос о напряженных отношениях с Маском на конференции New York Times на прошлой неделе, Альтман сказал, что он чувствует себя «чрезвычайно грустно», но также охарактеризовал правовую борьбу Маска как спор о коммерческой конкуренции.
«Он конкурент, и у нас дела идут хорошо», — сказал Альтман. Он также сообщил на конференции, что «не особенно обеспокоен» влиянием генерального директора Tesla на избранного президента Дональда Трампа. OpenAI сообщила в пятницу, что Альтман планирует сделать личное пожертвование в размере $1 млн в фонд инаугурации Трампа, присоединившись к ряду технологических компаний и руководителей, которые стремятся улучшить свои отношения с новой администрацией.
Источник: AP