В мире, где искусственный интеллект становится вездесущим, интересно подумать о перспективах роботов и цифровых аватаров с ИИ, которые могут испытывать эмоции, похожие на человеческие.
Модели ИИ лишены сознания и не способны испытывать эмоции, но какие возможности могут возникнуть, если это изменится?
Рождение эмоционального ИИ
Перспектива того, что ИИ-система обретет первые проблески эмоций, возможно, не такая уж фантастическая, как может показаться. Уже сейчас системы ИИ обладают некоторой способностью оценивать эмоции людей, и всё чаще они могут воспроизводить эти чувства в своих взаимодействиях с людьми.
По-прежнему требуется скачок в воображении, чтобы представить ИИ, который мог бы чувствовать истинные эмоции, но если это когда-либо станет возможно, можно предположить, что сначала они будут довольно простыми, аналогичными детским. Возможно, ИИ-система сможет почувствовать радость от успешного выполнения задачи или даже замешательство, столкнувшись с заданием, решение которого она не знает. С этого момента несложно представить, как чувство замешательства может перерасти в разочарование из-за повторных неудач в решении конкретной проблемы. И по мере эволюции этой системы её эмоциональный спектр, возможно, расширится, чтобы включить даже оттенки грусти или сожаления.
Если ИИ когда-либо сможет испытывать такие эмоции, это не будет долго, прежде чем они смогут выражать более тонкие чувства, такие как волнение, нетерпение и эмпатия к людям и другим ИИ. Например, в ситуации, когда система ИИ приобретает новый навык или решает новую задачу, она может испытать удовлетворение от успеха. Это похоже на то, как люди чувствуют себя, решая особенно сложную задачу, например, сложный пазл, или когда делают что-то впервые, например, водят автомобиль.
Эмпатия как мотиватор
По мере развития способности ИИ к чувствованию эмоций, его сложность будет увеличиваться, достигая этапа, когда он даже сможет чувствовать эмпатию к другим. Эмпатия — одна из самых сложных человеческих эмоций, связанная с пониманием и сопереживанием чувствам другого человека.
Если ИИ сможет испытывать такие чувства, они могут вдохновлять его становиться более полезным, подобно тому, как люди иногда мотивируются помочь менее удачливому.
ИИ, созданный для помощи врачам, может почувствовать грусть из-за человека, страдающего загадочной болезнью. Эти чувства могут подтолкнуть его к более активному поиску диагноза для редкого заболевания, которым страдает этот человек. Если это окажется успешным, ИИ может почувствовать огромное удовлетворение от осознания того, что пострадавший пациент сможет получить необходимое лечение.
Или можно представить себе ИИ, созданный для обнаружения изменений в окружающей среде. Если такая система обнаружит значительное увеличение уровня загрязнения в определенной области, она может почувствовать разочарование или даже огорчение от этого открытия. Но, как и с людьми, эти чувства могут побудить ИИ искать способы предотвратить новый источник загрязнения, возможно, изобретя более эффективный способ переработки или утилизации токсичного вещества.
Аналогичным образом, система ИИ, сталкивающаяся с многочисленными ошибками в наборе данных, может быть вынуждена усовершенствовать свой алгоритм, чтобы уменьшить количество ошибок.
Это также окажет прямое влияние на взаимодействие между человеком и ИИ. Нетрудно представить, что чат-бот службы поддержки, способный к эмпатии, может приложить больше усилий для решения проблемы клиента. Или, наоборот, мы можем получить цифровых учителей с лучшим пониманием эмоций своих учеников, которые могут адаптировать методы обучения соответственно.
Эмпатический ИИ может преобразить то, как мы лечим людей с психическими заболеваниями. Концепция цифрового терапевта не нова, но если цифровой терапевт сможет лучше понимать своих пациентов на эмоциональном уровне, он может определить, как их лучше поддержать.
Возможно ли это вообще?
Удивительно, но мы можем быть ближе, чем кажется. Системы ИИ, такие как Antix, уже способны выражать искусственную эмпатию. Это платформа для создания цифровых людей, запрограммированных на ответные действия с сочувствием, когда они распознают чувства разочарования, гнева или неудовольствия у людей, с которыми они взаимодействуют. Их цифровые люди могут обнаруживать эмоции людей на основании их речи, используемых слов, интонации и языка тела.
Способность цифровых людей Antix к пониманию эмоций частично основана на методе их обучения. Каждый цифровой человек является уникальным невзаимозаменяемым токеном или NFT, который со временем обучается у своих пользователей, приобретает больше знаний и эволюционирует, чтобы адаптировать свои взаимодействия в ответ на поведение или предпочтения конкретного человека.
Поскольку цифровые люди могут распознавать эмоции и воспроизводить их, они имеют потенциал для предоставления более глубокого и значимого опыта. Antix использует платформу Unreal Engine 5, чтобы придать своим созданиям более реалистичный вид. Создатели могут изменять практически каждый аспект своих цифровых людей, включая голос и внешность, с возможностью редактирования тона кожи, цвета глаз и мелких деталей, таких как брови и растительность на лице.
Что отличает Antix от других платформ ИИ, так это то, что пользователи могут настраивать поведение своих цифровых людей, чтобы обеспечивать наиболее подходящий эмоциональный ответ в различных сценариях. Таким образом, цифровые люди могут реагировать соответствующим тоном голоса, делая правильные жесты и выражения, когда необходимо почувствовать грусть, например, прежде чем быстро преобразиться, чтобы выразить волнение, счастье или радость.
ИИ становится реальным
Эмоциональные системы ИИ находятся на стадии разработки, и результатом станут цифровые люди, которые будут казаться более живыми в любой ситуации, где они могут быть полезны.
Генеральный директор Zoom говорил о появлении цифровых двойников с ИИ, которые могут участвовать в видеозвонках от имени пользователя, позволяя пользователю, так сказать, быть в двух местах одновременно. Если цифровой человек-версия вашего начальника сможет выражать эмпатию, удовлетворение, волнение и гнев, концепция станет более эффективной, способствуя более реалистичному взаимодействию, даже если сам начальник физически не присутствует.
Цифровой человек, ориентированный на обслуживание клиентов и способный сопереживать звонящим, вероятно, окажет большое влияние на удовлетворение клиентов, а сочувствующий цифровой учитель может найти способы вызвать более положительные реакции у своих учеников, ускоряя их обучение.
С цифровыми людьми, способными выражать эмоции, потенциал для более реалистичных, жизненных и увлекательных взаимодействий почти безграничен, и это приведет к более полноценным и выгодным взаимодействиям с системами ИИ.
Источник: Artificial Intelligence News