Возникающее соперничество США и Китая в области сильного искусственного интеллекта (AGI) может столкнуться с серьезной политической трансформацией, поскольку Комиссия по обзору экономики и безопасности США и Китая (USCC) в своем последнем докладе Конгрессу рекомендует инициативу в стиле Манхэттенского проекта и ограничения на гуманоидных роботов.
В ежегодном отчете Комиссии, опубликованном в ноябре 2024 года, изложены 32 рекомендации, которые могут кардинально изменить взаимодействие двух стран, при этом искусственный интеллект займет центральное место в новой главе стратегического соперничества.
США-Китай: прорыв в AGI и критический контроль над технологиями
В центре отчета находится амбициозное предложение: создание поддерживаемой государством программы для разработки AGI — систем ИИ, которые могли бы сравняться или превзойти человеческие когнитивные способности.
Однако это предложение — лишь часть более масштабной технологической мозаики, включающей экспортный контроль, проверку инвестиций и новую торговую политику для сохранения технологического превосходства США.
Предложенная инициатива по AGI будет предусматривать многолетние контракты для ведущих ИИ компаний, облачных провайдеров и операторов дата-центров. Она будет поддержана высшим приоритетом Министерства обороны, обозначением «DX Rating», обычно предназначенным для критически важных национальных проектов безопасности.
Такой уровень государственного участия в развитии ИИ отражает срочность, наблюдаемую в предыдущих технологических гонках, и вызывает ключевые вопросы о роли государственного вмешательства в отрасль, в основном движимую инновациями частного сектора.
Техноцентрированные рекомендации Комиссии выходят за рамки ИИ. Значительные предложения включают ограничения на импорт китайских автономных гуманоидных роботов с продвинутыми возможностями ловкости, передвижения и интеллекта.
Отчет также нацелен на энергетическую инфраструктуру с продуктами удаленного мониторинга, отражая растущие опасения по поводу подключенных технологий в критически важной инфраструктуре. Доклад основывается на существующем экспортном контроле в области полупроводников, рекомендуя усиление надзора за передачей технологий и инвестиционными потоками.
Это происходит на фоне того, как Китай продолжает развивать внутренние возможности по производству микросхем, несмотря на международные ограничения. Комиссия предлагает создать Офис по инвестициям за границей, который предотвращал бы поступление капитала и опыта США для усиления технологических возможностей Китая в чувствительных секторах.
Перестройка торговых отношений и инвестиционных потоков
Возможно, наиболее значительным является предложение исключить статус Постоянных Нормальных Торговых Отношений (PNTR) Китая — эта мера может изменить цепочки поставок технологий и торговые потоки, формировавшие глобальную технологическую индустрию десятилетиями. Эта рекомендация признает, насколько тесно переплетены технологические экосистемы США и Китая, подразумевая, что эта взаимозависимость может сейчас нести больше рисков, чем выгод.
Прозрачность данных — еще одна ключевая тема, с рекомендациями по расширению требований к отчетности об инвестициях и передаче технологий. Комиссия призывает к улучшенному мониторингу инвестиций через оффшорные компании, устраняя значительный пробел в существующих механизмах надзора.
Выпуск отчета происходит в критическое время технологического развития. Стремление Китая к самодостаточности в ключевых технологиях и его инициатива «новые качественные производственные силы» демонстрируют решимость Пекина лидировать в технологиях следующего поколения. Тем временем, возможности ИИ и достижения в квантовых вычислениях поднимают ставки в технологической гонке.
Однако рекомендации Комиссии сталкиваются с практическими вызовами. Достижение AGI остается сложной научной задачей, которая может не дать быстрых результатов, независимо от уровня финансирования. Кроме того, ограничения на передачу технологий и инвестиции могут иметь непредвиденные последствия для глобальных инновационных сетей, от которых исторически выигрывали обе нации.
Если эти рекомендации будут реализованы, технологическая индустрия может столкнуться с необходимостью навигации в усложняющемся нормативном ландшафте. Компании придется выполнять новые требования в отношении международных инвестиций, передачи технологий и совместных исследовательских проектов.
Вызовы и будущие перспективы
Эффективность предлагаемых мер, вероятно, будет зависеть от координации с союзниками и партнерами, разделяющими схожие технологические возможности и проблемы. Отчет признает это, рекомендуя мультилатеральные подходы к экспортному контролю и проверке инвестиций.
Технологическая конкуренция между США и Китаем вступила в новую фазу, где государственная политика может играть более непосредственную роль в формировании развития. Будет ли этот подход ускорять или тормозить инновации, пока неизвестно, но технологическая индустрия должна подготовиться к возрастанию контроля и регулированию международного технологического сотрудничества.
Источник: Artificial Intelligence News