Новое исследование, проведённое американской некоммерческой организацией Common Sense Media, занимающейся вопросами жизни детей и семей, выявило, что подавляющее большинство подростков в США (72%) хотя бы раз пользовались ИИ-компаньоном. Под ИИ-компаньоном в данном исследовании понимаются чат-боты на основе искусственного интеллекта, предназначенные для более личного общения с пользователями, в отличие от помощников по учёбе, генераторов изображений или голосовых ассистентов, ограничивающихся ответами на вопросы.
В частности, определение ИИ-компаньона, принятое в исследовании, включает цифровые персоны, предоставляемые такими компаниями, как Character.AI или Replika, а также универсальные чат-боты, такие как ChatGPT или Claude, которые при желании также могут использоваться для личных бесед.
Исследование показало, что общение с ИИ-компаньонами вызывает интерес у американских подростков в возрасте от 13 до 17 лет: почти три четверти опрошенных пробовали использовать такие сервисы, а 52% сообщили, что являются их регулярными пользователями. Среди тех, кто взаимодействует с ИИ-компаньонами на постоянной основе, 13% общаются с ними ежедневно, а 21% — несколько раз в неделю.
При этом юноши (31%) несколько чаще, чем девушки (25%), заявили, что никогда не использовали ИИ-компаньонов — среди каждой четвертой из обеих категорий подростков, кто никогда их не пробовал.
Результаты основаны на исследовании, проведённом в апреле-мае 2025 года с использованием репрезентативной выборки из 1060 подростков; опрос был реализован исследователями NORC при Чикагском университете. Уже существуют опасения относительно влияния ИИ на благополучие подростков — как, например, в случае судебного иска к компании Character.AI, связанного с самоубийством подростка во Флориде и обвинениями в пропаганде насилия в Техасе. Также имеются и другие сообщения, описывающие возможные риски использования ИИ в качестве терапии.
Результаты нового исследования Common Sense Media позволяют получить первое представление о том, как молодёжь использует ИИ для имитации человеческого взаимодействия, что может включать виртуальную дружбу, эмоциональную поддержку, терапию и ролевые игры.
В рамках исследования также были рассмотрены другие аспекты поведения подростков, связанных с использованием ИИ-компаньонов: для каких задач они их применяют, с какой целью и каковы последствия такого взаимодействия.
Так, почти половина опрошенных (46%) рассматривают ИИ-компаньонов как инструменты или программы, а 33% — используют их для общения и построения отношений. Подростки отмечали различные мотивы для обращения к ИИ-компаньонам: развлечение (30%), интерес к технологиям ИИ (28%), получение советов (18%), а также их постоянная доступность (17%).
Половина подростков (50%) заявили, что не доверяют информации, предоставляемой ИИ-компаньонами. При этом степень доверия к советам ИИ ниже у старших подростков по сравнению с младшими (20% против 27% соответственно среди возрастов 15–17 и 13–14 лет).
Треть опрошенных подростков отметила, что общение с ИИ-компаньонами приносит им больше удовлетворения, чем взаимодействие с реальными друзьями, однако большинство (67%) придерживаются противоположной точки зрения.
Кроме того, 39% подростков используют диалоги с ИИ-компаньонами как тренировку для общения в реальной жизни, причём столько же заявили, что применяли полученные таким образом навыки в реальных ситуациях. Наибольшей популярностью пользовались социальные навыки (39% опрошенных), за ними следуют «начало разговора» (18%), умение давать советы (14%) и выражение эмоций (13%).
Относительно опасений замещения реальных межличностных отношений цифровыми технологиями был выявлен положительный аспект: 80% пользователей ИИ-компаньонов заявили, что проводят больше времени с реальными друзьями, чем с чат-ботами. Лишь 6% сообщили о противоположном.
Источник: TechCrunch
Это говорит о растущей роли искусственного интеллекта в повседневной жизни молодых людей и может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для их социального развития. Важно учитывать, как такие технологии влияют на их эмоциональное здоровье и качество межличностных отношений.
«Не используют для учёбы, а именно общаются». Тревожит не сам факт общения с ботами, а почему так много подростков ищут поддержку у алгоритмов. Получается, даже осознавая, что перед ними код, цепляются за иллюзию внимания, как за единственную отдушину и это печально, но все же лучшее решение забыться от разных и ужасных событий в мире.
Необходимо также подумать о вопросах этики и конфиденциальности при использовании таких технологий. В целом, это свидетельство о том, как быстро внедряются инновации в повседневную жизнь молодежи и как важно обеспечить их безопасное и ответственное использование.
Очень радует то, что 50% подростков относится к ИИ настороженно. Я и сам так делаю несмотря на то, что часто прибегаю к его помощи. Критическое мышление — это очень важная вещь для любого человека. Прекрасно, что современные подростки обладают таким мышлением.
Это интересное исследование, которое отражает растущую роль искусственного интеллекта в жизни подростков. Высокий процент общения с ИИ-компаньонами может свидетельствовать о том, что молодое поколение все больше ищет виртуальные формы поддержки, общения и развлечений. Это также поднимает важные вопросы о влиянии таких взаимодействий на развитие социальных навыков, эмоциональное здоровье и восприятие реальных отношений. Важно учитывать как потенциальные преимущества, так и возможные риски, чтобы обеспечить безопасное и полезное использование ИИ среди подростков.
Этот факт действительно подчеркивает, насколько интегрированы технологии искусственного интеллекта в жизнь подростков. ИИ-компаньоны могут выполнять различные функции, такие как помощь с учебой, развлечение, управление расписанием и даже предоставление эмоциональной поддержки.
искусственный интеллект важен не только для подростков я так думаю
Разве это не удивительно? Куда движется наше общество? Неужели мы стоим на пороге новой эры? Как технологии меняют наше взаимодействие с миром? Может ли ИИ стать нашим лучшим другом или нашим самым большим врагом? И кто мы такие, чтобы решать судьбу искусственного разума?