Известный специалист в области робототехники и основатель iRobot Родни Брукс заявил о возникновении инвестиционного пузыря вокруг человекоподобных роботов. И он не одинок в своих опасениях.
В недавнем эссе Брукс обратил внимание на миллиарды венчурных инвестиций, вкладываемых в компании, разрабатывающие гуманоидных роботов, такие как Figure. Его мнение: несмотря на огромные финансовые вливания, человекоподобные роботы не смогут освоить настоящую ловкость рук, а значит, окажутся практически бесполезными.
Такая позиция может удивить некоторых, особенно венчурных инвесторов, интересующихся этим сектором. Однако это не новость для многих венчурных капиталистов и специалистов по искусственному интеллекту, которых TechCrunch опрашивали в последние месяцы — большинство из них не ожидает массового внедрения гуманоидных роботов как минимум в течение нескольких лет, а возможно, и десятилетия.
Проблемы
Фади Саад, управляющий партнер венчурного фонда Cybernetix Ventures и бывший сооснователь MassRobotics, рассказал, что, за исключением применения гуманоидов в космосе вместо астронавтов, большого рынка пока не видно.
«Люди, которые, возможно, никогда не видели гуманоидных роботов, или не следили за развитием этой сферы, впечатлены текущими успехами. Но мы по-прежнему остаёмся осторожными и скептически настроенными относительно реальных сценариев применения и возможных доходов», — говорит Саад.
Саад также обеспокоен вопросами безопасности, особенно когда люди и гуманоидные роботы находятся в одном пространстве. Риски возрастают при совместной работе на фабриках или других промышленных объектах. Еще больший вызов — внедрение гуманоидов в дома, к чему сейчас стремится множество разработчиков.
«Если такая штука упадет на животных или детей, это доставит им вред», — отмечает Саад. «Это лишь один из серьезных барьеров, на которые почти никто не обращает внимания. Кроме того, насколько многим людям будет комфортно иметь такого ‘соседа’ дома? А если его взломают? А если ночью он ‘сойдет с ума’ и что-нибудь начнет ломать?»
Временные рамки создания успешных технологий тоже туманны — а сроки критически важны для венчуров с определенными циклами инвестирования.
Временные перспективы
Санджа Фидлер, вице-президент по исследованиям искусственного интеллекта Nvidia, в августе в интервью отметила, что сложно предсказать конкретные сроки развития сферы гуманоидов, сравнив нынешний всплеск интереса с эйфорией по поводу беспилотных автомобилей в их начале.
«Вспомните беспилотные авто — в 2016-2017 годах казалось, что их массовое появление вот-вот наступит», — сказала тогда Фидлер. «Но прошло еще немало лет, и никто до сих пор не вывел технологию на глобальный уровень. Это крайне сложно».
Главный научный сотрудник Nvidia Билл Далли согласился с ней. Оба заявления особенно важны, ведь Nvidia также инвестирует средства в создание инфраструктуры для гуманоидных проектов.
Сет Уинтеррот, партнер фонда Eclipse, говорит: несмотря на впечатляющие презентации и новые разработки, создать полноценного гуманоидного робота крайне сложно — и до практической пользы ещё далеко.
«В программном обеспечении для семи степеней свободы уже есть трудности, а в гуманоидных системах речь идёт о 60+ степенях свободы», — объясняет Уинтеррот. «Кроме того, нужна внятная экономика продукта — прибыльность, которая сделает бизнес жизнеспособным. Пока, считаю, мы на очень раннем этапе».
В большинстве случаев человекоподобные роботы все еще не готовы к выходу в реальный мир.
Пример тому — Tesla, которая объявила о своей разработке Optimus ещё в 2021 году, а спустя год заявила, что робот появится в 2023-м. Этого не произошло. В 2024 году на презентации Tesla “We, Robot” стало известно, что представленная модель управляется людьми за кадром. Компания обещает начать продажи в 2026 году.
Стартап Figure, оценённый в $39 млрд на раунде инвестиций в сентябре, также подвергается сомнениям — насколько массово их гуманоиды реально внедрены, компания активно защищает свою позицию.
Что действительно работает
Это вовсе не означает, что у гуманоидов нет будущего и что технология бесперспективна.
Собственно, сам Брукс не сомневается, что однажды гуманоиды появятся повсеместно. Но думает, что роботы, которые в конечном итоге завоюют рынок, скорее получат колеса и не будут полностью похожи на людей, а их широкое появление случится не ранее, чем через десятилетие.
Есть стартапы, которые разрабатывают компоненты ловкости, в которые Брукс пока не верит. Например, поддержанные Y Combinator проекты Proception и Loomia, создающие сенсорные комплекты и технологии тактильной чувствительности для роботов.
Несколько компаний уже начинают собирать предварительные заказы на гуманоидов. Например, в K-Scale Labs за первые пять дней получили 100 заказов на своего робота, чем были удивлены даже основатели, рассказал CEO Бенджамин Болте.
Разработчик Hugging Face также отмечает высокий спрос со стороны разработчиков на две свои модели гуманоидных роботов. В июле компания открыла предзаказы на настольную мини-версию Reachy Mini, и буквально за пять дней объем продаж Reachy Mini достиг $1 миллиона.
Источник: TechCrunch
Некоторые прогнозы говорят, что к 2030–2050 годам количество гуманоидных роботов может быть очень значительным — использованы в здравоохранении, в уходе за пожилыми, в сфере услуг.