Пока устаревающие дороги Америки всё больше нуждаются в ремонте, города и штаты обращаются к искусственному интеллекту, чтобы выявить самые опасные дефекты и определить приоритеты их устранения.
Так, власти Гавайев, пытаясь снизить резкий рост числа смертей на дорогах, бесплатно раздают 1000 видеорегистраторов. Эти устройства с ИИ автоматически будут инспектировать ограждения, дорожные знаки и разметку, мгновенно отличая незначительные дефекты от аварийных ситуаций, требующих немедленного вмешательства ремонтных бригад.
«Это не тот случай, когда раз в месяц кто-то просматривает отчеты и только потом решает, куда отправить ремонтные машины», — поясняет Ричард Браунинг, коммерческий директор компании Nextbase, разработавшей регистраторы и платформу для анализа изображений специально для Гавайев.
После того как в Сан-Хосе (Калифорния) начали устанавливать камеры на подметальных машинах, сотрудники мэрии убедились: система правильно выявляла ямы на дорогах в 97% случаев. Теперь эксперимент расширяют, оснащая техникой и автомобили служб парковочного контроля.
В Техасе, где количество дорожных полос больше, чем в двух следующих по величине штатах вместе взятых, с прошлого года реализуется масштабная программа по использованию ИИ: кроме камер, она основывается и на данных с мобильных телефонов водителей-участников и уже помогает повысить безопасность.
Другие штаты используют подобные технологии для инспекции дорожных знаков или составления ежегодных отчетов о загруженности дорог.
Каждое ограждение — каждый день
В ближайшие недели жители Гавайев смогут получить бесплатно видеорегистратор стоимостью $499 в рамках кампании «Взгляд на дорогу», которая апробировалась на служебных автомобилях еще в 2021 году, но была приостановлена из-за лесных пожаров.
Роджер Чен, доцент инженерного факультета Гавайского университета и один из координаторов программы, отмечает, что штат сталкивается с уникальными сложностями при обслуживании устаревшей дорожной инфраструктуры.
«Оборудование нужно доставлять на острова, — говорит он. — Приходится учитывать ограниченное пространство и сложный рельеф, поэтому задача действительно нетривиальная».
Хоть программа позволяет следить также за мусором на дороге и стертостью разметки, особое внимание разработчики уделяют обнаружению поврежденных барьерных ограждений.
«Они анализируют состояние каждого ограждения в штате — буквально каждый день», — говорит Марк Питтман, генеральный директор компании Blyncsy, которая объединяет поток данных с видеорегистраторов с картографическим ПО для оценки состояния дорог.
Транспортные власти Гавайев прекрасно осознают риски, связанные с вовремя не отремонтированными ограждениями. Так, в прошлом году власти выплатили $3,9 млн семье водителя, погибшего в 2020 году — он врезался в ограждение, поврежденное аварией за 18 месяцев до этого, так и не отремонтированное.
В октябре на Гавайях была зафиксирована 106-я за год жертва ДТП — это больше, чем за весь предыдущий год. Трудно сказать, сколько из этих случаев связано с состоянием дорог, но, по мнению Чена, тревожная статистика иллюстрирует актуальность программы видеорегистраторов.
База данных ИИ: взгляд в будущее
В Сан-Хосе первые испытания показали отличные результаты: всего несколько подметальных машин и автомобилей парковочного надзора с камерами помогли системно выявлять ямы и дорожный мусор.
Однако мэр города Мэтт Махан, ранее основавший две стартап-компании в сфере технологий, уверен: для большей эффективности необходимо обмениваться данными и изображениями между городами, пополняя общую ИИ-базу. Это позволяет системе узнавать ранее зарегистрированные проблемы — даже если подобный случай случался в другом регионе.
«Система сразу видит: “О, это коробка, застрявшая между двумя припаркованными автомобилями, и это считается мусором на проезжей части”», — говорит мэр. — «Вместо того чтобы ждать пять лет такого же случая у нас, мы можем сразу получить эту информацию».
Сан-Хосе поддержал создание коалиции GovAI, официально объявленной весной 2024 года: её цель — обмен передовыми практиками и, в дальнейшем, данными между властями. Участниками также стали муниципалитеты Калифорнии, Миннесоты, Орегона, Техаса, Вашингтона и штат Колорадо.
Простые решения бывают эффективны
Не все ИИ-подходы к безопасности на дорогах требуют видеокамер.
Массачусетская компания Cambridge Mobile Telematics разработала систему StreetVision, которая на основе данных мобильных устройств выявляет опасное поведение водителей и совместно с властями помогает определять, где именно дорожные условия способствуют таким рискам.
Райан Макмахон, старший вице-президент по стратегиям и корпоративному развитию компании, во время конференции в Вашингтоне заметил: по данным StreetVision на одной из дорог города многие водители резко тормозят.
Причиной оказался куст, закрывавший дорожный знак «Стоп» — водители замечали его слишком поздно.
«Мы анализируем совокупность событий, — объясняет Макмахон. — Это привело нас к инфраструктурной проблеме, и решение оказалось максимально простым: секатор для кустов».
В Техасе StreetVision и другие ИИ-инструменты используют для устранения различных опасностей. Недавно с их помощью просканировали 250 000 миль (402 000 км) дорожной разметки, чтобы обнаружить устаревшие дорожные знаки, давно требующие замены.
«Если знак установлен 10–15 лет назад и запись о работах хранится на бумаге, попробуй потом найти эту информацию», — говорит Джим Маркхэм из Департамента транспорта Техаса, отвечающий за анализ аварийности. — «ИИ становится настоящим “множителем силы”, позволяя нам охватить огромные объёмы гораздо быстрее, чем если бы мы ездили и искали всё вручную».
Дальше — автономные автомобили
Эксперты в области применения ИИ для дорожной безопасности подчеркивают: нынешние проекты — лишь шаг к будущему, когда значительная часть машин станет беспилотной.
Питтман, глава Blyncsy и координатор программы для Гавайев, уверен: уже через восемь лет практически в каждом новом автомобиле — с водителем или без — обязательно будет камера.
«Как мы сейчас видим дороги — глазами бабушки в Buick и Илона Маска в Tesla?» — рассуждает Питтман. — «Для транспортных департаментов и городских служб это тонкость имеет колоссальное значение. Теперь им приходится строить инфраструктуру как для людей, так и для автопилотов — и нужно начинать объединять эти миры».
Источник: AP
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Можете написать лучше? Мы всегда рады новым авторам.






От раннего выявления выбоин и автоматизированного ремонта до предиктивного обслуживания и оптимизации графиков работы техники — AI помогает снижать аварийность, повышать безопасность на трассах и экономить ресурсы.