История о борьбе добра со злом была показана на большом экране в лютеранской церкви Святого Павла в Финляндии. Иисус был показан в одеянии с длинными волосами и бородой, а Сатана был одет в более современную одежду, но с угрожающим выражением лица и высоким голосом — всё это было создано искусственным интеллектом.
Также к прихожанам на вечерней службе обратились пасторы церкви и бывший президент Финляндии, умерший в 1986 году, которые читали отрывки из Ветхого Завета.
Это была первая церковная служба в Финляндии, подготовленная в основном с помощью ИИ, который написал проповеди и некоторые песни, сочинил музыку и создал визуальные эффекты.
Широко разрекламированная экспериментальная служба привлекла в церковь на северо-востоке Хельсинки более 120 человек, что намного больше, чем в обычный будний вечер. Люди приехали из других районов города, а также несколько иностранцев, которые признались, что недостаточно хорошо говорят по-фински, чтобы всё понять.

«Обычно, когда люди говорят об искусственном интеллекте, они имеют в виду то, что ИИ сможет делать в будущем. Но будущее уже наступило. … ИИ может делать всё то, что, по мнению людей, он сможет делать через 10 лет или около того», — сказал преподобный Петя Копперойнен, который придумал эту идею и воплотил её в жизнь.
Священнослужители и прихожане сказали, что им понравилось, но они согласились, что в ближайшее время это не заменит службы, проводимые людьми.
«Это было довольно занимательно и весело, но это не было похоже на мессу или богослужение. … Это было отстранённо. Я не чувствовала, что они обращаются ко мне», — сказала Тару Ниеминен в интервью Associated Press.
Преподобный Кари Канала, викарий церкви Святого Павла, поддержал её.
“Тепло людей — это то, в чем люди нуждаются”, — сказал он.

Другие эксперименты с искусственным интеллектом в церковных службах
Церкви и пасторы по всему миру, как и остальная часть общества, экспериментируют с искусственным интеллектом, пытаясь понять, какую роль он может сыграть в их жизни и может ли он привлечь больше прихожан.
В 2023 году в церкви в Германии прошла служба с использованием ИИ. В прошлом году аватар «Иисуса» на экране компьютера в католической часовне в Швейцарии отвечал на вопросы верующих, основываясь на Священном Писании.
Церковь Святого Павла любит пробовать что-то новое: пасторы включают в свои службы показ футбольных и хоккейных матчей, а также танцевальные и кинофестивали.
После посещения конференции по искусственному интеллекту и религии в Женеве и узнав о службе в Германии, Копперойнен говорит, что подумал: «Почему бы не попробовать?»

Каналу сопровождал епископ Хельсинки Теему Лааясало.
Копперойнен несколько недель работал с различными инструментами ИИ, чтобы собрать 45-минутную службу, в том числе с ChatGPT-4o от Open AI, чтобы написать слова, кроме тех, что взяты из Библии; с Suno, чтобы сочинить мелодии, похожие на поп-музыку; и с платформой Synthesia AI, чтобы создать видеоаватары себя, Каналы и другого пастора из существующих видеоматериалов.
По словам Копперойнена, видеть себя на экране, произносящим слова, которых он никогда не произносил в реальной жизни, было «жутковато».
Другой инструмент, Akool, тем временем создал аватар бывшего президента Финляндии Урхо Кекконена, читающего Ветхий Завет, и диалог между Сатаной и Иисусом.
В перерывах между элементами, созданными искусственным интеллектом, священнослужители и прихожане пели гимны под живую органную музыку.

Установление ограничений
У этого эксперимента были чёткие ограничения. ИИ не участвовал в прощении грехов на службе в Хельсинки, и Евхаристия не проводилась.
По словам Копперойнен, любой результат должен быть проверен и отредактирован человеком, а тексты, созданные ИИ, часто основаны на стереотипах.
По его словам, инструменты ИИ, как правило, неохотно создают религиозный контент. Изначально ChatGPT не хотел писать диалог между Иисусом и Сатаной и согласился только после того, как Копперойнен заверил его, что он лютеранский пастор и в этом нет ничего плохого.
ChatGPT также отказался давать отпущение грехов или благословения, что, по словам Каналы, является хорошим сдерживающим фактором, «потому что каким-то образом он может разделять очень личные и религиозные вещи».
Копперойнен также сказал, что ему известно о влиянии инструментов ИИ на окружающую среду, в том числе, например, о количестве воды, используемого для его питания. По его словам, некоторые представители Финской лютеранской церкви критиковали церковь Святого Павла за использование ИИ для развлечения людей в ущерб окружающей среде.

Важность человеческого прикосновения
«Мне понравились песни. Они были очень запоминающимися, хотя им не хватало той души, которая есть у людей», — сказала студентка Джера Пулккинен, которой не понравилось, что инструменты быстро выдавали текст.
Эва Салонен, директор по развитию Хельсинкского приходского союза, сказала, что служба была «больше похожа на представление» и казалась более безличной, чем «если бы это были реальные люди».
“Но мне это действительно понравилось”, — добавила она.
По словам Копперойнен, потребность в человеческом факторе — одна из причин, по которой ИИ вряд ли заменит настоящих пасторов.
«Он не может сопереживать людям. ИИ не может по-настоящему отвечать на ваши вопросы с духовной точки зрения», — сказал он.
Тем не менее и Копперойнен, и Канала считают, что ИИ может найти применение в церкви. В соборе Святого Павла его уже используют для ведения бухгалтерии, а Копперойнен иногда обращается к ChatGPT, чтобы помочь ему в составлении проповедей или когда ему нужно найти стихи на определённую тему.
Канала признаёт, что «всегда был против» ИИ, но решил противостоять ему и теперь считает, что ИИ может помочь духовенству в таких вещах, как подготовка проповедей и выступлений.
Том Стоунхэм, профессор философии Йоркского университета и специалист по этике из Центра докторантуры по безопасным системам искусственного интеллекта в Великобритании, отмечает, что ИИ может заменить людей только «там, где функция человека носит чисто инструментальный» и транзакционный характер, например, «в ситуациях, связанных с обслуживанием клиентов».
Однако даже в таких ситуациях улыбка или короткий дружеский разговор повышают ценность общения, чего не может сделать ИИ, — сказал Стоунхэм.
В религиозной среде «речь идёт о человеке, а не об инструменте. Они не просто средство для достижения чего-то, — сказал он. — Именно человечность придаёт ситуации ценность».
Анна Пуцио, исследовательница в области этики технологий в Университете Твенте в Нидерландах, сказала, что, учитывая опасения по поводу ИИ, церквям и религиозным группам важно экспериментировать с ним. Таким образом они могут помочь «формировать эти процессы ИИ, развивать ИИ и проектировать его ответственным образом», — сказала она.
Источник: AP
Несмотря на технические достижения, искусственный интеллект пока не способен заменить человека в духовной сфере. Так, AI не участвовал в отпущении грехов и причастии, а ChatGPT отказался писать диалог между Иисусом и Сатаной без особого подтверждения, что это допустимо с религиозной точки зрения.
Финская церковь, создав службу, почти полностью основанную на искусственном интеллекте, получила ценный опыт в использовании технологий для религиозных обрядов. Такой эксперимент показал, что ИИ может успешно помогать в организации служб, чтении проповедей и взаимодействии с прихожанами. Однако были выявлены и ограничения: отсутствие эмоциональной глубины, личного контакта и способности к импровизации. Это подчеркивает, что технологии могут дополнять религиозные практики, но заменить человеческое участие полностью пока не способны.
«…но это не было похоже на мессу или богослужение. … Это было отстранённо» — какие верные слова. Когда я смотрю на картины, созданные ИИ, на которых ИИ пытается подражать мастерам эпохи Возрождения, я чувствую то же самое — какая-то холодность и отстранённость от них исходит. Сразу чувствуется что-то ненастоящее.