Нейросети и авторское право: непростые взаимоотношения

Девушка художник пишет картину

В последнее время все чаще можно услышать о нейросетях и их влиянии на различные сферы жизни. Но одно дело, когда искусственный интеллект используется для обработки таблиц с данными или с целью составления экономического отчета. И совсем другое — когда нейросеть начинает конкурировать с человеком в такой области, как творчество. Способности нейросетей в этом отношении улучшаются если не с каждым днем, то все равно очень быстро. В связи с этим приобретает особую остроту и такая область, как авторское право. Многих людей волнует, как развитие технологий искусственного интеллекта может повлиять на права творческих личностей. Давайте разберемся в этом вопросе детальнее и мы.

Проблема нейросетей

Нейронные сети отличаются тем, что они умеют обучаться и генерировать контент, похожий на человеческий (во многих случаях – очень, очень похожий на человеческий). Такие системы способны создавать тексты, изображения, музыку и другие произведения, а также имитировать стиль и манеру конкретных авторов. Все это неизбежно ставит под вопрос принцип авторского права. Оно предполагает, что произведение принадлежит человеку, который его создал. Использование нейросетей для создания контента ставит под вопрос, что можно считать человеческим творчеством, а что машинным. Когда нейросеть, обученная на произведениях известного художника, начинает создавать новые картины в его стиле, возникает проблема уже на этапе определения авторства: кто же будет считаться автором таких картин?

По закону авторские права принадлежат тому, кто создал оригинальное произведение. В случае с нейросетью непонятно, кто является настоящим создателем: сама нейросеть или человек, который её разработал и обучил. Картины, созданные нейросетью, могут быть просто переработкой уже существующих работ, что тоже вызывает сомнения в их оригинальности.

Есть несколько точек зрения на то, кому должны принадлежать права на такие произведения. Одни считают, что правообладателем должен быть создатель нейросети или компания, которая её разработала. Другие полагают, что если нейросеть обучалась на произведениях конкретного художника, то права могут принадлежать этому художнику или его наследникам. На данный момент нет чёткого ответа на этот вопрос, так как судебная практика пока не выработала единого подхода. В некоторых странах обсуждаются законопроекты, которые могут в будущем регулировать авторские права на произведения, созданные искусственным интеллектом.

Перья и книги

Источник: изображение создано при помощи нейросети Dall-E, доступной на сервисе Creator Project

Кстати, здесь многие вопросы касаются не только юридической стороны, но и этики. Многие задаются вопросом, что считать настоящим творчеством. Если машина может создавать произведения, которые воспринимаются как искусство, что тогда делать с понятием человеческого творчества? Чем именно оно будет отличаться от тех произведений, которые создает искусственный интеллект? Одним словом, в этой области пока что намного больше вопросов, чем ответов.

Нейросети и рынок искусства

Многие эксперты отмечают, что использование нейросетей в искусстве потенциально может привести к значительным изменениям в том, как мы понимаем и ценим творчество. Например, если нейросеть может создать картину, неотличимую от произведений великого художника, то как это повлияет на рынок искусства? Будут ли такие картины столь же ценны, как оригиналы, или они станут более доступной, но менее ценной альтернативой?

Ещё один аспект, который стоит учитывать, состоит в возможных последствиях для художников и других творческих профессионалов. С одной стороны, нейросети могут стать мощным инструментом, помогая художникам в их работе и расширяя их возможности. С другой, существует риск, что машины могут заменить людей в некоторых областях, что может привести к снижению спроса на человеческое творчество. Общество также может столкнуться с проблемой доверия к произведениям искусства. Когда становится сложно отличить, создано ли произведение человеком или машиной, это может подорвать веру в уникальность и подлинность искусства. В конечном итоге, это может изменить наше отношение к искусству и его значению в культуре.

А правомерно ли в принципе использовать творчество художников для обучения нейросетей? Ведь эти произведения часто создавались с большим трудом, но при этом они используются для обучения нейронных сетей без разрешения авторов – по крайней мере, в большей части случаев.

Девушка робот пишет

Источник: изображение создано при помощи нейросети Dall-E, доступной на сервисе Creator Project

Все эти вопросы разработчикам нейросетей, законотворцам и творческим людям лишь предстоит решить.

Интересно? Поделиться: